Люди, хоть раз пользовавшиеся услугами веб-студий для создания корпоративного сайта или интернет-магазина, знают, насколько сложно сформулировать исполнителю, что именно нужно сделать, как должен выглядеть сайт, и часто – зачем он в принципе нужен.
Конечно, это не вина заказчика, ведь никто не обязан быть специалистом в чужой сфере ответственности. Задача веб-студии в этой ситуации заключается не только в создании красивого дизайна, программировании и верстке, но и в правильном подходе к клиенту. А именно – в выявлении его потребностей путем создания комфортной коммуникативной ситуации и дополнении ее всеми необходимыми средствами коммуникации.
Одним из основных способов выявления пожеланий является написание так называемого брифа, в котором заказчик отвечает на вопросы о характеристиках его аудитории (пол, возраст, социально-демографические показатели), назначении сайта, пожеланиях по поводу основного функционала и требованиях к дизайну.
Бриф не является официальным документом и часто служит основанием для составления полноценного технического задания, которое содержит детальное описание требований к сайту. Тех.задание утверждается, подписывается обеими сторонами и служит своеобразным мерилом готовности сайта – работа считается законченной, если выполнены все пункты документа.
Такой подход является самым распространенным, но имеет свои особенности. Например, не всегда понятно, как словами описать внешний вид кнопки, насыщенность градиента или анимацию. Так что тех.задание не может служить единственным документом, на основании которого создается сайт, хотя оно очень полезно в спорах по поводу качества работы или адекватности действий обеих сторон, поскольку является юридически значимым документом.
Работа в строгом соответствии с тех.заданием не является идеальным методом создания сайта, поскольку подразумевает определенный формализм и ограниченность строгими рамками.
Веб-среда, в которой будет существовать будущий сайт и его потенциальные посетители, постоянно изменяется. При составлении технического задания эти изменения невозможно учесть. Например, конкуренты могут запустить сайт того же профиля с похожим дизайном, или появится необходимость в расширении функционала и т.д. Как известно, бизнес должен быть гибким и оперативно реагировать на изменение внешней среды. Как же предусмотреть все нюансы?
Документировать пожелания заказчика необходимо, но совсем не обязательно ставить строгое соответствие документации во главу угла, если только у вас нет уверенности, что требования к конечному продукту не будут меняться в ходе работы. Но, как было сказано выше, часто клиент не совсем представляет, какой именно сайт ему нужен, поэтому, очевидно, требования к нему могут и должны трансформироваться.
Примерно 90% информации человек получает визуально. Воспользовавшись этим знанием и поняв, что сайт – продукт, состоящий из визуальных средств, можно выработать хороший механизм для общения с заказчиком.
Не только в создании сайта, но и в разработке любого программного обеспечения можно действовать следующим образом: выявлять примерные требования к будущему продукту и на их основании максимально быстро создавать работающий прототип программы или сайта.
Когда заказчик имеет возможность оценивать дизайн интерфейса и основные функции в условиях, приближенных к реальным, доработка прототипа до готового образца, во-первых, занимает меньше времени, и, во-вторых, помогает заказчику определиться с требованиями к конечному продукту.
Для того, чтобы не создавать прототип наугад, на этапе постановки задачи нужно как можно больше визуализировать идеи. Рисовать эскизы, распечатывать странички понравившихся сайтов, фотографии, которые лягут в основу наполнения будущего сайта или просто красивы.
Эскизы лягут в основу интерфейса будущего сайта, на них заказчик сможет детально видеть, где будет расположена та или иная кнопка или поле ввода информации. Фотографии и распечатки сайтов пригодятся дизайнерам – на основании ассоциаций, вызываемых этими материалами, они будут подбирать нужную типографику, колористику, форму иконок и так далее.
При соединении эскиза и примерного дизайна получается схема интерфейса с описанием функционала, назначения элементов и алгоритмов их работы. Эта схема, по сути, играет роль технического задания, но более наглядна. После ее утверждения можно приступать к созданию прототипа, который впоследствии дорабатывается до полного соответствия пожеланиям заказчика.
Естественно, этот подход не идеален и не является универсальным способом создания сайта, но с его помощью можно решить несколько важных задач.
Во-первых, наличие прототипа позволяет непрерывно тестировать будущий сайт, а не просто рассматривать дизайн-макеты и строить на их основании предположения об удобстве сайта.
Во-вторых, стабильно работающий прототип можно использовать по прямому назначению до завершения всей работы.
И, в-третьих, система, разрабатываемая с учетом возможности внесения изменений в почти готовый продукт, получается гибкой и легко адаптируется под стремительно меняющиеся условия внешней среды.
|